"ОПЕРАЦИЯ "Ы"И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА"
Худсоветы. Цензура.
Худсовет 1. сценарий. отбор актеров.
Худсовет 2.
12января 1965 года
В этот день состоялся
художественный совет объединения, на котором был просмотрен отснятый материал.
Приведу отрывки из некоторых выступлений:
В. Леонов (редактор):
"Мне материал очень понравился... Очень интересна работа Бровина. Световое
решение во многом тактично и изящно. Мне кажется, что Бровин заметно творчески
вырос в этой работе..."
А. Мачерет (режиссер):
"Согласен с Леоновым. Фильм будет смешной и, безусловно, будет
пользоваться успехом у зрителя... Превосходен Демьяненко в
сцене наваждения. Интересен Смирнов, хотя во внешности этого Мрачного типа
что-то не найдено. В первой новелле очень хорошо сыграл Пуговкин..."
А. Столпер (режиссер):
"Каждый раз, когда я встречаюсь с новой работой Гайдая, я испытываю
чувство радости и удивления. Думаю, что советовать ему что-либо очень трудно,
потому что трудно угадать ход его мысли. Я не могу вклиниться в ход его
размышлений, а потому мне трудно что-то членораздельное сказать..."
И. Пырьев (режиссер,
художественный руководитель 2-го творческого объединения): "Сам факт
работы в этом трудном жанре заслуживает уважения и одобрения. Уверен, что
результат будет хороший. Но сегодня мы собрались, чтобы помочь режиссеру
разобраться в материале... Материал надо чистить. Особенно это относится к первой
новелле. Пуговкин сам задуман интересно, но длина этого плана, подробности -
мешают. Нужно резко сократить его планы.
Милиция. Излишне подробно
подобран типаж. Не думаю, что выбор Басова правилен. Он слишком жесткий человек
- типаж не тот. Сцена задумана более интересно, чем решена.
Демьяненко сам по себе
интересен. Во второй новелле просто великолепен. Но в первой новелле у
Демьяненко есть просчеты - в сцене с рулоном обоев в нем не хватает торжества,
наслаждения победой.
Мне понравилась вторая новелла.
Я раньше относился к ней скептически, но сейчас должен признать, что она хорошо
получилась, интересно..."
Б. Кремнев (главный редактор
объединения): "Очень неудачна сцена отправки из милиции. Нехорош Басов. Я
бы переснял эту сцену..."
В конце заседания Пырьев
предложил поменять название фильма "Смешные истории" на
"Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Все
присутствующие это предложение поддержали.
Худсовет 3.
25 февраля 1965 года
На этом
художественном совете обсуждалась третья новелла фильма. Вот
отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого
объединения "Мосфильма" И. Пырьева:
"В комедии главное -
четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не
хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое, в меньшей,
правда, степени, случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в
"Псе Барбосе", здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время
работать на одной и той же краске....В этом отношении прекрасен Никулин. В
каждой сцене он оригинален, нов и всегда разный..."
Худсовет 4.
23 апреля 1965 года
23 апреля состоялся просмотр
фильма худсоветом. Отрывки из некоторых выступлений:
Л. Агранович (режиссер):
"Материал понравился за исключением первой новеллы. Она нарочита. Все
время чувствуешь желание авторов рассмешить зрителя. Новелла нуждается в
сильном сокращении..."
А. Мачарет (режиссер):
"Материал превосходен. Смотрится легко, смешно. Особенно нравится вторая
новелла. В третьей отвратительна мышь. План с мышью надо срезать...Первая новелла менее удачна.
Видимо, не хватило смешного материала для всего пространства смешного..."
И. Пырьев (режиссер):
"Самая большая удача картины - вторая новелла. В ней есть свежесть
гайдаевской интонации, какая-то новая грань таланта Гайдая. Погони, трюки - мы
уже видели это раньше, а то, что сделано Гайдаем во второй новелле - шаг вперед
в его творчестве... Я считаю, что надо кончать
снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели..."
После рекомендаций,
высказанных на худсовете, Гайдай взял в руки ножницы и сократил часть эпизодов
из первой и третьей новелл. 6 мая была закончена перезапись фильма. 13 мая
состоялась его сдача генеральной дирекции "Мосфильма".
21 мая 1965 года
Сценарная редакционная
коллегия Главного управления художественных фильмов вынесла свое заключение по
фильму:
"...Сценарная редакционная
коллегия отмечает некоторые длинноты в первой новелле. Нам кажется
целесообразным несколько сократить сцены погони. Сейчас эти кадры излишне
однообразны, что снижает их остроту и комедийность.
Хотелось бы обратить внимание
авторов на эпизод превращения Верзилы в негра. Этот трюк, в котором
обыгрывается густо положенный черный грим и ожерелье из изоляторов кажется
нарочитым и необязательным.
Вторая новелла
"Наваждение" решается авторами в лирической интонации, требующей
наиболее четкого ритма. Было бы хорошо и в этой новелле избавиться от некоторых
длиннот и затяжек. Вставным номером, напоминающим студенческий капустник, представляется
эпизод на экзамене. Он и актерски исполнен не очень интересно и резко выпадает
из общей стилистики этой новеллы.
Предлагаемые нами сокращения
позволят избавить хороший комедийный фильм от затянутости некоторых эпизодов,
сделают его более стройным и точным в жанровом и стилистическом
решении..."
К счастью, Гайдай не пошел на
поводу у людей, писавших этот опус, и ни одно из перечисленных исправлений в
картину не внес. Чуть позже ему это припомнили, когда давали категорию фильму.
2 июля Комиссия по определению группы отнесла "Операцию "Ы" ко
2-й группе. Это было явно несправедливое решение. Достаточно сказать, что в том
же году к 1-й группе причислили фильмы, которые изначально были слабее
гайдаевского шедевра и собрали мизерную кассу в прокате: "Мы, русский
народ" (за 6 месяцев фильм собрал 4 миллиона зрителей), "Я вижу
солнце" (5,1 млн за 6 месяцев), "Кто оседлает коня" (6,6 млн за
6 месяцев), а ко 2-й группе такие ленты, как: "Оглянись в пути" (7,5
млн за год), "Следы уходят за горизонт" (4,6 млн за год), "Домик
в дюнах" (3,4 млн за год), "Строится мост" (2,6 млн за 6
месяцев), "Кого мы больше любим" (2,4 млн за 7 месяцев). Разве можно хотя бы один из перечисленных фильмов, которых сегодня никто уже и
не помнит, поставить рядом с "Операцией "Ы"? Кстати, на решение
Комиссии по определению группы фильма, не повлияло даже то, что на Краковском
кинофестивале 2-я новелла из "Операции "Ы"
"Наваждение" была удостоена одной из главных премий.
8 июля 1965 года
Генеральный
директор "Мосфильма" В. Сурин и художественный руководитель 2-го
творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного
комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором прямо заявляют, что
фильм Л. Гайдая заслуживает самой высокой оценки: "В данном
случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен
в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма "Операция
"Ы" кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде
в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания
зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут
опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве,
комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий..."
Это письмо возымело-таки
действие - фильму дали 1-ю группу.
О фильме:
Операция Ы. Начало.
Операция Ы. Кандидаты на роли. Кинпробы.
Операция Ы. Александр Демьяненко.
Операция Ы. Киногруппа.
Операция Ы. Начало съемок - Москва.
Операция Ы. Продолжение съемок - Одесса.
Операция Ы. Продолжение съемок - Москва.
Операция Ы. Продолжение съемок - Питер.
Операция Ы. Краеведческая экспедиция по Питеру.
Операция Ы. Окончание съемок - Москва-Ялта-Москва.
Операция Ы. Худсоветы. Цензура.
Операция Ы. Раскадровка.
Операция Ы. Результат.
Операция Ы. Кинофакты и киноляпы.
|