Вашу лапу, медведь!
Отрывки из книги Валентина Филатова "Рассказы дрессировщика"
Про моего любимого медведя
Было это тридцать лет назад. «Медвежий цирк» собирался на гастроли в Ленинград. В это время там заканчивал выступления известный укротитель львов Макс Борисов.
За несколько дней до нашего приезда в цирк пришёл старый лесник с мешком за плечами. Спросил Филатова. Когда ему ответили, что я ещё в дороге, старик очень расстроился. Его провели в гардеробную к Максу Борисовичу Борисову.
– Товарищ артист! – сказал лесник. – Приехал я издалека всего на один день по делам службы. Прослышал, что в цирке будут выступать дрессированные медведи, и прихватил с собой подарок для дрессировщика Филатова. А он ещё не прибыл. Что же мне делать?
С этими словами приезжий развязал мешок и вынул из него маленького медвежонка со светло-коричневой шёрсткой. Медвежонок заскулил. Лесник дал ему бутылочку с молоком, на горлышко которой была надета соска. Медвежонок, причмокивая от удовольствия, начал сосать молоко. А лесник продолжил свой рассказ:
– Этого малыша я в лесу подобрал. Сиротинушка он несчастный. Матушка его – медведица – на мине подорвалась, вот он и остался один-одинёшенек. Не подбери я его – совсем пропал бы. Зверёк он добрый, понятливый. Может, из него знаменитый циркач получится.
– Может быть и получится. Попробуем, – с улыбкой сказал Борисов, взял малыша на руки и поблагодарил доброго старика.
Когда я приехал в Ленинград, Макс Борисов передал мне подарок лесника с такими словами:
– Дорогой Валя! Очень рад, что ты стал настоящим дрессировщиком. Береги этого маленького медвежонка, воспитай из него хорошего артиста. Пусть он тебе напоминает о нашей дружбе!
– Спасибо, Макс Борисович! – ответил я. – Обещаю выполнить вашу просьбу. Если не возражаете, я назову медвежонка в вашу честь Максом!
Максик быстро привык ко мне. Куда ни пойду, следом бежит он. Посмотришь издали – катится мохнатый шарик. Без цепочки, без поводка ходил со мной медвежонок гулять, обожал играть в прятки. Утром в пустом цирке спрячусь я между кресел, а Максик навострит свои круглые уши, понюхает воздух, паркет и пулей мчится в мою сторону. Прибежит, увидит хозяина и начинает пританцовывать от радости.
Мы с медвежонком очень полюбили друг друга. Макс бесконечно доверял мне и порой проявлял отчаянную смелость. Бывало, я оставлю его на сцене, а сам спущусь вниз, в артистический проход и крикну оттуда:
– Максик! Прыгай, не бойся!
И медвежонок прыгал ко мне на руки с высоты четырёх метров: Вскоре я начал обучать Макса цирковым премудростям. Он оказался очень способным и смышлёным учеником. Артист из него получился первоклассный.
За свою долгую жизнь в цирке он выступал во многих жанрах: был велосипедистом и регулировщиком движения, бил в гонг, носил в своих могучих лапах маленького пёсика Бобика, участвовал в клоунадах, ездил на тележке, запряжённой гусем или пеликаном. Прожил Макс в неволе дольше всех известных мне медведей. За двадцать два года Макс, старейшина «Медвежьего цирка», в отличие от своих собратьев ни разу не ударил, не поцарапал меня, ни разу не проявил своей хищной натуры.
В старости он стал хуже видеть, плохо слышать, стал ворчливым и раздражительным, как многие дедушки. Но стоило мне подойти ближе и сказать ему: «Макс, дружочек, что с тобой? Ну, что ты ворчишь?» – и огромный медведь переставал рычать, закидывал лапу мне на плечо, тёрся носом о моё ухо и покорно отправлялся на место.
Макс был героем многих кинофильмов: «Вашу лапу, медведь!», «Артист цирка», «Мишель и Мишутка», не раз выступал по телевидению. Всегда вёл себя очень степенно и дисциплинированно. Но однажды в свои молодые годы он выкинул неожиданный номер.
На киносъемке
Случилось это летом в Казани, старинном волжском городе. В жаркий день к цирку подъехали автобусы с киносъёмочной группой. К одному из автобусов прицепили вагончик с медведями, и мы отправились за город, в лес, на съёмки весёлой кинокартины для детей «Вашу лапу, медведь!».
Предстояло снять сцену, в которой медведь пугает нарушителей правил охоты – браконьеров, собравшихся поделить его шкуру. Роль этого медведя успешно исполнял солист «Медвежьего цирка» Макс. После того, как он на самом деле основательно напугал артистов, изображавших бессовестных охотников, Макс должен был сесть на мотоцикл и укатить в глубь леса по узкой тропинке.
Первая съёмка прошла удачно. Режиссёр фильма Тамара Лисициан попросила оператора и артистов на всякий случай снять эту сцену ещё один раз. Хотя Макс не был новичком в искусстве и привык повторять на репетициях одни и те же трюки, на этот раз ему, видно, надоело позировать перед камерой, надоели шум и суета. Съёмка продолжалась больше двух часов, да ещё в жару. Конечно, медведь устал. Он недовольно рычал.
Начали повторную съёмку. Макс без большой охоты поднял лапу на браконьеров. Потом сел на мотоцикл и поехал, как было предусмотрено сценарием фильма. Но поехал быстрее, чем надо, и совсем в другую сторону. Я со своими помощниками бросился вдогонку. Сначала Макс прибавил газ, а потом на ходу спрыгнул с мотоцикла и побежал по тропинке, ведущей к озеру. Мы – за ним, а за нами – все участники киносъёмки. Медведи бегают очень быстро. Поэтому Макс без труда возглавлял бег. Мы еле поспевали за ним. Добежав до берега, Макс без промедления прыгнул в воду!
Я испугался, что он может уплыть на другой берег и заблудиться. Мои молодые помощники, не снимая одежды, вбежали в озеро следом за Максом.
Медведь плыл легко, красиво. Время от времени он громко фыркал и победно поглядывал в нашу сторону. Преследователи явно уступали Максу в скорости. Доплыв почти до середины озера, косматый киногерой остановился, осмотрелся и повернул назад к берегу. Отставших пловцов Макс во внимание не принимал.
Медведь вышел на берег, отряхнул с себя воду и быстрым шагом углубился в лес.
Я бросился вдогонку, бежал из последних сил, старался не упустить Макса из виду. Смотрю – выбежал мой любимец на полянку, где стоял милицейский автомобиль. Рядом на травке сидели милиционеры, охранявшие место киносъёмки от посторонних лиц. Когда милиционеры увидели медведя, они с невероятной скоростью забрались в свою машину и захлопнули двери. Вставший на дыбы Макс торжествующе рявкнул, опустился на четвереньки и затрусил в лесную чащу.
– Макс! Максим! – крикнул я ему вслед. – Молю тебя, остановись! Стой! Ко мне!
Знакомая команда на этот раз сделала своё дело. А может быть, Максу надоело участвовать в кроссе без достойного соперника. Он сначала остановился, отдышался, а потом медленно побрёл мне навстречу. Мы обнялись. После купанья Макс был бодр и весел, а я еле дышал от усталости и перенесённых волнений. Медведь взял меня под руку и, не торопясь, направился к клетке-вагончику.
На лужайке, где происходила киносъёмка, мои ассистенты сушили брюки и рубашки. Макс прошёл мимо, салютуя побеждённым поднятой лапой, и с достоинством занял своё место в клетке. Там его ждал вкусный обед.
– Ваш Макс капризен, как все знаменитые киноартисты, – сказал режиссёр фильма.
– Вы ошибаетесь, – возразил я. – Мой медведь скромен и трудолюбив. Он просто не терпит суеты, беспорядка и лишней работы. Кроме того, он привык вовремя обедать.
Валентин Филатов "Рассказы дрессировщика"
Автор книги: Валентин Иванович Филатов (1920—1979) — знаменитый советский артист цирка, дрессировщик. Народный артист СССР (1969).
Впервые эта потрясающая и яркая книга вышла в издательстве «Детская литература» в 1980 году и стала тогда настоящим бестселлером. Книгу Валентина Филатова интересно не только читать вместе с детьми, её интересно рассматривать. Иллюстрации выполнены с портретным сходством, они достоверные и очень эмоциональные.
... Цирковое представление завораживает! Огни манежа, смелые укротители, весёлые медведи на мотоциклах, могучие слоны на арене, коварные питоны, задорные непоседы обезьянки и крикливые попугаи... От всего этого захватывает дух! А что там, за занавесом цирка, как живут после выступлений умные звери и их товарищи - дрессировщики? Какие тайны хранят в себе кулисы цирка? Обо всём этом рассказывает наследник известнейшей цирковой династии Валентин Иванович Филатов, посвятивший всю свою жизнь цирку.
|